Новости Индустрии

Уроки праздника (еще о Радиомании 2021)

Вице-президент Академии радио Александр Полесицкий о результатах юбилейной премии.

В этом году национальная премия « Радиомания» вручалась в 20-й раз. С 2002 года менялись учредители,  форматы подведения итогов и самой финальной церемонии - бывали и вечеринки для лауреатов , и концерты для публики, телевизионные показы ( как правило, на телевидении премия, которая шла в записи  вслед за вечерним праймом, выглядела, как  концертная  программа с перечислением ряда лауреатов бегущей строкой) и онлайн- трансляции, с  ведущими и « вручантами »- как из разных областей медийной и иной публичной жизни, так и только своими.

 

Особенностями премии в этом году стали:

-  появление ряда новых номинаций: рекламный ролик, спецпроект для заказчика, оформление эфира; прогресс года;

- ограничение возможности голосовать «за своих» - в жюри от холдинга могло входить  не более 1 представителя ;

- изменение «охватного» критерия: участники стали разделяться не на сетевых и локальных, а на общенациональных и остальных

 

 

Что показала премия? 

Конечно же, надо понимать, что это -прежде всего творческий конкурс, а не соревнование рейтингов. Здесь важно оценивать именно оригинальность, креативный подход, понимание форматных особенностей, наличие свежих идей- ну или, хотя бы, творчески переработанных старых. Именно поэтому победителями могут оказаться не только чемпионы Медиаскопа, но и менее рейтинговые программы и станции- при условии, что представленные ими работы ( хотелось бы!) сделаны на высоком профессиональном уровне и свидетельствуют не только о высокой охватности и массовости нашего медиа, но и о разнообразии тем, жанров и подходов. Так, скажем, на кинофестивалях  не касса или потенциальная касса является мерилом успеха...Но при этом нельзя забывать и о слушательском резонансе : если твой блестящий креатив не доходит до целевой аудитории , таланты и творческие муки оказались истрачены впустую и премия может лишь укрепить творцов в их заблуждениях. Ну и никогда не надо забывать, что любой приз есть результат компромисса или, скажем так, усредненного подхода: жюри все-таки состоит из академиков с неодинаковыми представлениями о должном и прекрасном. Это все к тому, что в этом году, как и раньше, не всегда более рейтинговые станции побеждали менее популярных, и не все яркие работы оказались победителями. Мы постараемся , тем не менее, знакомить впредь посетителей сайта Академии и с победителями, и с теми работами и подходами, которые показались нам заслуживающими внимания.

 

 

Теперь о результатах.

 

Региональные/ локальные станции.

 

Общая тенденция, которую мы наблюдаем последние годы: профессиональный уровень номинантов, как правило, не вызывает сомнений, большинство победителей вполне могут работать и на сетевых станциях (которые, в свою очередь, не всегда безупречны). Да, характерные ошибки встречаются по-прежнему. К ним я отнес бы (не называя виновных, сами себя узнают): злоупотребление громкостью подложки, особенно на разговорных станциях, где можно было бы вообще обойтись без нее; известная беда ведущих, когда сами шутим-сами смеемся и обращаемся не к слушателю, а друг к другу; долгие розыгрыши маленького приза с банальным разговором; вывод в эфир слушателей, явно не относящихся к целевой группе станции; по-прежнему встречаются излишне длинные новостные выпуски... 

Но это не отменяет, как я отметил, общий достойный уровень. И с удовольствием поздравляю победителей и с локальных столичных станций- Радио Москвы, Москва ФМ, Capital FM, Like FM, Наше радио Санкт-Петербург, и с традиционно сильных нестоличных- новосибирские Вести ФМ, всегда очень креативная чукотская Радио Пурга, уфимский Спутник FM, казанский Юмор FM, нижегородский Radio Record, а еще яркого ростовского Диму Белых с DFM  и очень точную Еву Кирсанову с Radio Record Тула.  Как всегда, приятно встречаться на Радиомании с высокопрофессиональными работами казанского БИМ-радио, сочинского Макс FM. Выделю ярко представленные, пусть и не получившие на этот раз главных наград,  работы Каzaк FM из Краснодара - вот где снайперское попадание в аудиторию, стилистика, не похожая ни на кого, особая задушевная интонация без сюсюкания и фальши... Еще особо выделю работы, также не получившие призов, но достойные внимания профессионалов, как образцы качественной работы: Утреннее шоу и ведущая Мария Штейникова (радиостанция Ноябрьск 24), очень симпатичное шоу "Мед и пламя"  Спутника FM, отличную серию testimonials, посвященных врачам-героям, от Радио Ваня. Ну и совсем-совсем от себя лично отмечу работу, которая меня отдельно порадовала: серия репортажей "Радио везде радио" от Радио Адам Ижевск. Мы выставим эту работу на сайте, как пример того, как станция, очевидно не обладающая запредельными материальными ресурсами, за счет  изобретательности и креатива четко работает на вроде бы банальный базовый слоган о том, что радио с вами везде, делая прямые репортажи из пещер, во время прыжка с парашютом, на скорости и - что особо меня умилило - с шестиметровой глубины городского пруда... И эффектно, и забавно, и чувствуется, как ребятам нравится то, что они делают: такое настроение не может не передаваться слушателю, а настроение, не забываем, это одна из основных вещей, которую он ищет, приходя на радио.

В будущем году надеемся обязательно услышать на нашей премии новые работы как нынешних лауреатов, так и тех, кого по какой-то причине с нами в этом году не было. Приглашаю и Юнитон, и Красную Армию, и Пи FM, и Радио Сибирь, и гордое Радио Си, и стремительно расширяющее сеть Радио Искатель, и партнеров сетевых станций, и всех- всех... И лучшие работы обязательно покажем - идею, конечно, всегда можно позаимствовать, но уверен, что поделиться ею вовсе не страшно!

 

Национальные станции.

В этом году церемония прошла под знаком двух станций, показавших подлинные образцы сочинительства, редактирования, актерства, драйва, учета специфики целевой аудитории - настоящий праздник контента и фейерверк находок. Это - работы Детского радио и радио Звезда. Браво, Ирина Ипатова, Елена Бондаренко, Михаил Эйдельман, и все причастные. Программы этих станций - пример того, чем всегда будет живо радио, находя своего слушателя и продолжаясь в отложенном слушании уже за эфиром. Да, конечно, разговорный эфир свободен от ограничений музыкальных форматов и дает больший простор для творческого полета, но без таланта неограниченный хронометраж лишь плодит скуку и тоску... И обратил еще внимание на то, что обе эти станции имеют возможность пользоваться в той или иной форме дотациями от учредителя - то есть, не демонстрируют в чистом виде коммерческую модель. Надо признать, что творцам это в определенной степени развязывает руки, но ведь радио не может и не должно работать только в интересах рекламодателя. Слушателю нужно разнообразие форматов и жанров, пусть даже достигаемое и за счет нерекламных источников финансирования. Не найдя свою программу и свой формат, он (слушатель) больше  не перескакивает с одной станции на другую, а перестает слушать все  станции,  уходит с радио вообще - и уже не возвращается. Такие станции, как Детское и Звезда, позволяют нам сохранять аудиторию радио в целомЗа это огромная им благодарность - как и, естественно, традиционным лидерам-лауреатам Авторадио и Юмор ФМ, продолжающим высоко держать знамя отрасли, а еще победителям от Радио Дача и радио Орфей. Рад, что в этом году мы вновь видим среди номинантов и Love радио, и Радио Шансон, и Радио Romantika, и Comedy Radio, и радио МИР, и DFM и MAXIMUM. Нашла, наконец, награда одно из самых ярких явлений радиоиндустрии - церемонию/премию "Золотой граммофон". Очень приятно, что первым лауреатом в новой номинации "Прогресс года" стало Радио Монте- Карло, ежедневная аудитория которого в сезоне 2020-2021 в городах России 100+ выросла почти на 300 тыс. слушателей. Отдельно отмечу впервые ставших лауреатами Радиомании, но давно уже заслуживших авторитет ведущих персоналий профессии (talents, как правильно называют радиоведущих в мире) Дмитрия Оленина (Русское радио) и Владимира Туза (радио Звезда). Особенно мне было приятно это в связи с тем фактом, что Владимир, с которым, так уж случилось, я не был знаком лично, был первым диджеем, которого я услышал в эфире, еще будучи простым слушателем, тогда, в начале 90-х, на радио ...

 

Отдельные поздравления, конечно, лондонской Матрешке, вновь победившей среди русскоязычных "иностранцев".

 

Отмечу, что не сработала пока новая номинация «Радиореклама» - национальные станции просто не представили образцы своего креатива в создании рекламных роликов (а жаль - здесь креатив фестивального плана как раз очень нужен и важен). На удивление, не оказалось работ в номинации «Музыкальная программа» (чарты попадали в категорию шоу, а других оригинальных работ у конкурсантов, видимо, не нашлось).

 

И еще об одной работе. Она, убежден, заслуживает и отдельного упоминания, и отдельного внимания. В прошлом году мы не делали обзора представленных работ - и эта история, не ставшая победительницей, представленная на конкурс, на самом деле, уже неважно, в какой номинации, могла пройти мимо Вашего внимания. Пятиминутная маленькая история о двух пластинках с напутствием для родных, записанных бойцом прямо перед уходом на фронт и сохранившихся в семье - образец настоящего радио. Эмоция, которую не заменят никакие многочасовые славословия. Сжато, точно, безупречно - по тексту и по звукоряду. Послушайте обязательно. Это - филиал Комсомольской правды в Челябинске. Поздравления Вам, коллеги, и уважение!

 

Ну и в заключение несколько слов о церемонии. Не секрет, что существует две точки зрения на то, как должна выглядеть премия, обе правильные, но, к сожалению, взаимоисключающие. Либо - большое публичное событие стадионно-дворцового формата с лучшими исполнителями и знаменитыми гостями, в идеале работающее на престиж отрасли. Либо - дружеский вечер для своих, нечто вроде общеиндустриального корпоратива. Это, конечно, вопрос не только отраслевой пиар стратегии, но и бюджета. В этом году получилось второе. Но зато как... Давно не видел такой атмосферы, радости встреч, взаимоуважения, профессиональной гордости и тепла! Очень надеюсь, что в будущем году НАС станет еще больше.

Ну а сайт Академии станет, надеюсь, площадкой для лучших работ.