Ответы ФАС на вопросы участников VII Конференции «Будущее регионального радио» (Сочи, 31 мая-1 июня 2018 г.)

29 июня 2018

 

В рамках работы Конференции «Будущее регионального радио» (Сочи, 31 мая-1 июня) ФАС подготовила ответы на актуальные вопросы в сфере радиовещания , которые задали участники этого мероприятия

Вопрос

Имиджевая реклама застройщиков вне привязки к рекламе конкретного объекта долевого строительства. Требуется ли соблюдение части 7 статьи 28 ФЗ «О рекламе»?

   Часть 7 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусматривает, что реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте размещения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, может содержать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса), если такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.

   Представляется, что указанная норма направлена не защиту прав потребителей (клиентов или потенциальных клиентов застройщиков) на получение необходимых сведений о том, какое именно лицо привлекает денежные средства для строительства конкретного объекта недвижимости, и где можно ознакомиться с документами, подтверждающими права на такое строительство.

   При этом, если размещается имиджевая реклама застройщика, то есть реклама застройщика, не связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в которой отсутствует указание конкретного объекта недвижимости, такая реклама не подпадает под требования части 7 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

   В то же время такая реклама должна соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом «О рекламе», в том числе требованиям достоверности и добросовестности.

 

Вопрос

Особенности рекламирования «online казино» (Азино 777, Вулкан и пр.)

 Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведении азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 244-ФЗ) определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, а также установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

В соответствии со статьей 4 Закона №244-ФЗ азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; деятельность по организации и проведению азартных игр - это деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона №244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.

Таким образом, деятельность он-лайн казино в Российской Федерации запрещена.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.

Соответственно, реклама он-лайн казино также запрещена.

Кроме того, часть 2 статьи 27 Федерального закона «О рекламе» не допускает рекламу основанных на риске игр, пари в сети Интернет.

При этом, согласно части 3 статьи 27 Федерального закона «О рекламе» указанные требования распространяются соответственно на рекламу организатора основанных на риске игр, рекламу сопутствующих азартным играм услуг и рекламу игорного заведения, в том числе рекламу мест осуществления деятельности по оказанию сопутствующих азартным играм услуг.

Таким образом, в отношении рекламы казино, разрешенных в Российской Федерации и действующих в специально предусмотренных игровых зонах, также установлены запреты на размещение такой рекламы в сети Интернет.

Вопрос

Указание сроков розыгрышей призов во время проведения основанных на риске игр (пункт 1 части 5 статьи 27 ФЗ «О рекламе»). 

Какие сроки указывать в имиджевой рекламе казино?

Какие сроки указывают букмекеры?

  В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 27 Федерального закона «О рекламе» реклама основанных на риске игр, пари должна содержать указание на сроки розыгрышей призов в процессе проведения основанных на риске игр, пари.

   Таким образом, требования пункта 1 части статьи 27 Федерального закона «О рекламе» распространяются исключительно на рекламу, объектом рекламирования которой выступают игры, основанные на риске, пари.

   Следовательно, на имиджевую рекламу организатора азартных игр, в том числе букмекерских контор, не содержащую каких-либо сведений об основанных на риске играх и пари, требование пункта 1 части статьи 27 Федерального закона «О рекламе» не распространяется.

   При этом, если в рекламе указывается на осуществление каких-либо конкретных азартных игр (например, рулетка, блэкджек), то такая реклама должна сопровождаться указанием на сроки проведения таких игр, если сроки проведения таких игр носят бессрочный характер, то допустимо указать на сроки работы игорного заведения.

Вопрос

Принципиальное значение формулировки «спонсор» в спонсорской рекламе.  Возможность использования понятий «партнёр», «при поддержке», «при финансовой поддержке» и т.д.

Возможность упоминания коммерческого обозначения предприятия вместо полного наименования/имени юридического лица в спонсорской рекламе.

 

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» спонсорская реклама – это реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

При этом согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» под спонсором понимается лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.

Соответственно, в спонсорской рекламе должно быть указано определённое физическое или юридическое лицо, то есть должно содержаться его наименование (фамилия, имя, отчество – для физических лиц) и указание на его организационно-правовую форму или указание на отнесение к организации, индивидуальному предпринимателю (например, использование слова «компания», «фирма», либо пометка «индивидуальный предприниматель», «предприниматель»).

Кроме того, по мнению специалистов ФАС России, в спонсорской рекламе указание на некое лицо как на спонсора может быть выполнено посредством использования как слова «спонсор», так и других слов, с помощью которых можно определить, что лицо содействовало проведению мероприятия, передачи, например «партнёр», «организатор», «устроитель» и прочее.

Вопрос

Если сайт зарегистрирован как СМИ и имеет возрастное ограничение 0+. Требуется ли указание данного возрастного ограничения в аудиоролике рекламного характера? Обязательно ли указывать возрастное ограничение 0+ при размещение рекламы любой информационной продукции?

Согласно части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.

При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информационная продукция – это предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Исходя из положений пункта 5 статьи 2 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является информационной продукцией, подлежащей классификации, если он зарегистрирован в качестве сетевого издания.

При этом Федеральный закон «О рекламе» не содержит исключений для требования об указании в рекламе возрастной категории для какой-либо из таких категорий (в том числе для категории 0+).

Следовательно, реклама, объектом рекламирования в которой выступает сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве сетевого издания, должна соответствовать требованиям части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» и содержать указание возрастной категории данной информационной продукции.

На рекламу, объектом рекламирования в которой выступают какие-либо иные объекты рекламирования, не подлежащие классификации в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а сайт указан не в качестве второго объекта рекламирования, а как источник дополнительной информации, требования части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Обращаем внимание, что реклама, содержащая несколько объектов рекламирования, должна соответствовать требованиям Федерального закона «О рекламе», установленным в отношении каждого из объектов рекламирования.

 

Вопрос

Почему ответственность за нарушение требований Закона о рекламе возлагается  только на Вещателя? Ведь во многих случаях при всех  вполне законопослушных документах, предоставленных клиентом, Вещатель может просто не знать  последующую  исполнимость  и достоверность той или иной информации, озвученной в аудиоролике.

 

   В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Частями 6 - 8 указанной предусмотрена ответственность, которую несет тот или иной субъект рекламной деятельности (рекламодатель, рекламораспространитель, рекламопроизводитель). Тем самым Федеральный закон «О рекламе» разделяет ответственность рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей в зависимости от роли каждого субъекта в процессах производства, размещения и распространения рекламы.

Общий принцип, заложенный в статье 38 Федерального закона «О рекламе», предусматривает, что рекламодатель несет ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, которые касаются содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, рекламораспространитель - за нарушения требований, установленных к порядку распространения рекламы (времени, месту, способу и средствам размещения рекламы).

Вместе с тем есть целый ряд нарушений, совершение которых в силу частей 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе»  влечет одновременно ответственность и рекламодателя, и рекламораспространителя.

В равной степени рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за рекламирование товаров, запрещенных к производству и реализации либо не прошедших процедуру обязательной сертификации или иного обязательного подтверждения соответствия, а также не получивших соответствующих разрешений, лицензий и регистраций.      Рекламораспространитель наравне с рекламодателем будет подвергнут наказанию за отсутствие в содержании рекламы сведений, указание которых обязательно в силу закона, таких как предваряющих рекламу пометок, разного рода предупреждений и сообщений в рекламе отдельных видов товаров и услуг. Сходство рекламы с дорожными знаками или иная угроза безопасности движения транспорта, нарушение сроков хранения рекламных материалов влекут ответственность и рекламодателя, и рекламораспространителя.

В связи с этим можно констатировать, что закон ужесточает ответственность рекламораспространителя, уравнивая ее с ответственностью рекламодателя за нарушение формальных требований к рекламе.

Вопрос

Важный вопрос по регулированию рекламы услуг, предоставляемых в цифровой среде. (модное ныне название, даже министерство теперь такое есть  :)

Каким образом и на основании чего регулировать рекламу компаний и предоставляемых ими услуг в онлайн цифровой среде применительно к российским резидентам и иностранным резидентам. Особенно, когда в эфире радиостанции в России рекламируется услуги, сервис или сами компании, предоставляемые иностранным резидентом на территории иного государства.

   Как поступать, если требования к допуску товара на рынок в иностранном государстве  отличается от требований в РФ.

   Например, лицензирование медицинской деятельности в РФ оно есть, а в Израиле нет. Можно ли в таком случае рекламировать клинику в Израиле? 

… услуги или реклама иностранных  букмекерских контор на ЧМ по футболу. Аналогичная ситуация с он-Лайн играми, он-Лайн образование, стройкой, недвижимостью и т.п. 

   Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места её производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

   Статья 7 Федерального закона «О рекламе» содержит перечень товаров, реклама которых запрещена на территории Российской Федерации. В частности, пункт 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» устанавливает, что не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

   Следовательно, реклама образовательного учреждения или букмекерской конторы, которые находятся на территории иностранного государства, но оказывают свои услуги потребителям, находящимся на территории Российской Федерации, в том числе дистанционно, посредством сети Интернет, не допускается, если такие образовательное учреждение или букмекерская контора не имеют соответствующих разрешительных документов для осуществления деятельности в Российской Федерации.

Вместе с тем, реклама медицинской клиники, учебного заведения, находящихся на территории иностранного государства и оказывающих свои услуги потребителям, находящимся на территории иностранного государства (но не оказывающих такие услуги на территории Российской Федерации), допускается, если в рекламе четко указывается, что услуги оказываются именно за рубежом.

   Исключение из данного правила предусмотрено для рекламы иностранных организаций и их представительств, оказывающих банковские, страховые и иные финансовые услуги.

Иностранный банк, который не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, не может размещать в России рекламу своих услуг.

Закон о рынке ценных бумаг с 2015 года запрещает иностранным лицам осуществлять деятельность некредитных финансовых организаций и предлагать услуги иностранных лиц неопределенному кругу лиц.

Данный запрет содержится в пункте 6.1 статьи 51 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» - иностранные организации, их представительства и филиалы не вправе осуществлять деятельность некредитных финансовых организаций, в том числе деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также предлагать услуги иностранных организаций на финансовых рынках неограниченному кругу лиц на территории Российской Федерации или распространять информацию о таких организациях и (или) об их деятельности среди неограниченного круга лиц на территории Российской Федерации.

Кроме того, Центральный Банк Российской Федерации также подтвердил по соответствующему запросу ФАС России, что зарегистрированные за рубежом страховые компании и кредитные организации, в том числе имеющие аккредитованные представительства на территории Российской Федерации, не вправе предлагать неограниченному кругу лиц на территории Российской Федерации воспользоваться предоставляемыми на территории иностранного государства услугами вышеуказанных компаний и организаций.

Закон о рекламе в статье 7 запрещает рекламу товаров и услуг, оборот которых в Российской Федерации не допускается. Кроме того, частью 14 статьи 28 Закона о рекламе также специальным образом установлен запрет на рекламу лиц, оказывающих финансовые услуги, деятельность которых подлежит лицензировании, в случае отсутствия такой лицензии.

Соответственно, иностранный банк, который не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, не может размещать рекламу своих услуг.